Podlesnaia M.A. Orthodox Religiosity in the Context of Social Changes: a Sociological Reflection on the Life Stories of Believers of the Soviet and Post-Soviet generations: [monograph] ... Podlesnaia M.A. Orthodox Religiosity in the Context of Social Changes: a Sociological Reflection on the Life Stories of Believers of the Soviet and Post-Soviet generations: [monograph] / M. A. Podlesnaia ; O. V. Aksenova editor’s note ; FCTAS RAS. – Moscow : FCTAS RAS, 2023. – 498 p. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=12215ISBN 978-5-89697-417-8DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-417-8.2023Posted on site: 04.08.23Текст книги.AbstractThe monograph presents the results of sociological reflection on the life stories of believers in the Orthodox religiosity of the Soviet and post-Soviet generations. A comparative analysis is made of how the coming to faith and God was carried out in different generations, how this was influenced by the specifics of the Soviet (atheistic) and post-Soviet times. Along with this, the life paths of the study participants, their implementation and opportunities in the USSR and modern Russia, ethical and aesthetic ideas at the political, economic (labor, consumer, financial ethics), family, and private levels are considered. Appropriate ethics, which were implemented in the USSR and are being implemented in modern Russia, make it possible to assess the active / passive position of the respondents, to see the manifestation of the dialectic of social action among representatives of the Soviet and post-Soviet generations, to single out certain generational features based on this, to look through this prism at the very religiosity. The monograph includes eighteen cases of both representatives of the Soviet generations and post-Soviet (ending with millennials), which allows the reader to turn to these materials as a source of their own thoughts on a given or related topic. The book is addressed to a wide circle of readers interested in issues of Orthodox religiosity in the USSR and modern Russia, aspects of the ethical and aesthetic as basic social categories that influence not only social action in general, but mainly the formation of religiosity in its intersubjectivity.Content (in russ)hide table of contentsshow table of contents Оглавление Предисловие автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Введение: Социальные изменения и православная религиозность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Глава I. Православная религиозность: обоснование структуры концепции, стратегии и методов исследования . . . . . . . . . . . 19 1.1. Теория поколений: методологические. возможности и ограничения в исследовании православной религиозности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 1.2. Религиозность как социальный феномен и социологическое понятие. Гражданская религия в СССР как контекстуальная рамка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 1.3. Концепция диалектики социального действия. в изучении религиозности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 1.4. Стратегия и методы изучения православной религиозности представителей верующих советского и постсоветского времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Глава II. Православные верующие советских поколений о Церкви и вере в СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 2.1. «Я всегда хотел видеть альтернативу» – взгляд священника. из СССР, поколения оттепели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 2.2. «Жизнь без особых претензий…»: воспоминания. представительницы мобилизационного поколения . . . . . . . . . 83 2.3. «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение» – девиз секретаря. местного партбюро (поколение оттепели). . . . . . . . . . . . . . . 94 2.4. Жизненный путь сына «врага народа»: от джазового музыканта в СССР до звонаря московского храма (поколение оттепели) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 2.5. Поколение застоя в ожидании чуда возрождения . . . . . . . . . 119 2.6. «Мы все одинаковые были. Я дочь своих родителей». . . . . . . 137 2.7. Ребёнок из приближенных к номенклатурной советской системе: особый быт, комфортная жизнь, вера. . . . . . . . . . . 152 2.8. Священник «поколения застоя»: зарисовки. церковной жизни 70–80-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 2.9. «Пришло время», или история молодёжных православных братств конца 80-х начала 90-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Глава III. Церковь и вера в жизни православных первого постсоветского поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 3.1. «Не у дел» – «инквизитор» – жена:. история одной бывшей инокини. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 3.2. От мечты в СССР к неуверенности сегодня:. размышления православного монархиста. . . . . . . . . . . . . . 245 3.3. «…В то, что есть один Бог, я не верю, но у меня есть математическое доказательство существования Бога». Размышления отца семьи, учителя информатики (поколение застоя). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 3.4. «Даша»: из города в область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 3.5. «Странненькая»: православная религиозность в 2000-е, монастырь – служение – мир. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 3.6. От митингов в 89-м до уроков у преподобного Сергия в 2000-е гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 Глава IV. Миллениалы в поисках Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 4.1. Многодетность как сознательный выбор женщины с опытом одинокого детства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 4.2. Разочарованная в Боге, или путь от церковного детства к «новой этике». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400 4.3. Биолог МГУ, алтарник, сын священника: «Посещение храма – я бы сказал, это такая существенная манифестация нашей причастности к Церкви» . . . . . . 417 Глава V. Темпоральная логика в социологическом исследовании православной религиозности верующих советского и постсоветского периода: результаты и перспективы . . . . . 429 5.1. Общие выводы и размышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 5.2. Поколенческие особенности православной религиозности. в контексте социальных перемен . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436 5.3. Диалектика социального действия: поколенческая специфика практической реализации и этических ориентиров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489 Сведения об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497