Davydov A.P. The Soul of Gogol. Experience of Sociocultural analyses. Second edition. M.: Novyi Khronograph. 2018. 264 p. Davydov A.P. The Soul of Gogol. Experience of Sociocultural analyses. Second edition. M.: Novyi Khronograph. 2018. 264 p.ISBN 978-5-94881-403-2Posted on site: 18.09.18 AbstractThis book is about the internal world of Gogol, the soul of a writer-preacher, logic of his thinking. Gogol here is a story teller charmed by life and through phenomenon of life burst to its sense. The creator of immortal image of «humble folk» and the idea of city as the world evil. An analyst of the divine and human. A preacher of patriarch values and apostle of cultural antiquity. An fearless modernist and reformer of values of Russian culture from the position of personality. Images of Gogol collected in the book are linked by his suffering soul and one line going through all his life – incapability to overcome internal division between understanding necessity to change himself and incapability to change himself adequately. In this tragedy the soul of both – Gogol and Russia. The book is addressed to sociologist, philosophers, culturologists, psykhologists and broad but prepared readers. The book can be a handbook for students and teachers in university courses on social philosophy, study of religion, culture and «Russian literature as a philosophy».Content (in russ)hide table of contentsshow table of contents Содержание. Введение......................................................................................................... 9 Глава I.Между архаикой и модерном. Как изучать Гоголя?....................15 1. Феномен Гоголя и типология сдвигов в христианской культуре......................................................................................................................16 2. Основные понятия............................................................................................ 19 Всеобщее – единичное. Человек. Культура. Общество. Инверсия. Медиация. Социокультурное противоречие. Социокультурный раскол. Срединная культура. 3. Между архаикой и модерном. Провалы и достижения методологии Гоголя............................................................................................................................41 Архаика Гоголя Модерн Гоголя В чем смысл методологического опыта Гоголя? 4. Писатель или проповедник? Раскол в душе Гоголя – центральная проблема анализа его творчества................................................................................................50 Между «к Пушкину» и «от Пушкина». Между потусторонностью и посюсторонностью. Глава II.Народная идиллия – патриархально-лирический мир души Гоголя......................................................................................................................... 58 1. Притяжение земли. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий»............................................................................................................................61 Архетип соседской общины. Родоплеменное братство. Архетип земли. Между потусторонним и посюсторонним мирами. 2. Христианско-языческий карнавал: смесь фольклорного черта и народного православия. Мистическая душа поэта....................................................................70 Черт и карнавал, который называется жизнь. Начало кризиса. Некоторые оценки. 3. Пир варваров. «Тарас Бульба».......................................................................79 Основания анализа. Архетип соседской общины. Запорожская Сечь как родоплеменное братство. Республика варваров. Апологетика «нашизма». Против «чужих». «Лучше б и не было того пира». Некоторые выводы. 4. Умирающая идиллия. «Старосветские помещики». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем».....................................98 Тихое умирание. Катастрофа. Переход Гоголя на новый уровень анализа. Глава III. Город как мировое зло. Не верьте городу: «он лжет,… все в нем враг, искуситель и предатель»......................................................................106 1. – Милостивый государь… Ведь вы мой собственный нос. – Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. «Нос»……………………….111 2. Город как мировое зло. «Портрет»……………………………………........112 Вырождение человеческого. Опошление искусства. Мировое зло. 3. Город – храм или мастерская? «Рим»…………………………………......117 Рим как идеал. Попытка изменить идеал. Мечта о синтезе города-храма и города-мастерской. 4. «Маленький человек» в большом городе. «Записки сумасшедшего»…………………………………………………………………......122 Зависть. Комплекс неполноценности. Психология раба. Страх. «Маленький человек» как личность. Тоска по утерянному раю. 5. Кризис «маленького человека». «Шинель»…………………………..........131 Человек бедный Человек, униженный Человек увлеченный, но интеллектуально не развитый Человек трудолюбивый, но не творческий В стороне от общества Рабская душа Человек с инверсионным мышлением Некоторые обобщения. Жизнь как шаги к смерти 6. От анализа сущего к проповеди должного. Логика перехода. «Невский проспект»………………………………………………………………....................142 7. Душа Гоголя и его городская тема…………………………………….......151 Город как идея мирового зла. Что же дальше? Глава IV. От анализа сущего к проповеди должного. Душа как предмет совершенствования................................................................................................156 1. Кризис. Душа как предмет анализа..............................................................159 Душа художника как предмет анализа. Основание кризиса. 1847 г. Начало кризиса. Логика кризиса. 2. Динамика кризиса. «Я – гниющий труп».....................................................168 Время опасное. «Общее опьянение века». Как спасти душу? Желание стать монахом. 3. Осмеяние персонажей-бесов как способ очищения души..........................175 4. Прощение персонажей-бесов как способ совершенствования души........182 5. Отказ от смеха как способ спасения души...................................................189 6. Художественная литература – искусство или поучение?...........................194 7. Подражание Иисусу и апостолу Павлу. Душа проповедника....................199 Подражательство. Гоголь-проповедник. Как спасти душу? Отказ от воли своей. 8. «Среди России я почти не увидал России». Призыв к единомыслию……………………………….............................................................205 9. Против Запада и европейского влияния в России.......................................210 10. Оправдание крепостного права, церкви, самодержавия и патриархальных методов управления. Душа архаика.......................................................................214 Крепостное право незыблемо. «Домострой», царь-батюшка, церковь-матушка и возвращение дворян к земле – основные средства повысить эффективность работы крепостных. Россия как царство Божие на земле. Глава V. Выход за рамки сложившегося представления о божественном. Гоголь как реформатор нравственных ценностей русской культуры. Дух протестантизма……………………………………………...................................224 1. Человек «ни то, ни се» и основной вопрос русской культуры……….....226 Человек «ни то, ни се». Основной вопрос русской культуры. Дух протестантизма. Критика народного православия. 2. Выход за рамки сложившегося представления о божественном……......235 Бог это «сердце человека» на «общечеловеческом поприще». Иисус-учитель. Иисус-любовь. Защита права индивидуального пути к Богу. 3. Проблемы демократизации церкви и религии………………………........247 «Мы» должна быть церковь наша». «Как религия наша, так и католическая совершенно одно и то же». Как спасти душу? Проблема критики церковности Гоголя. 4. Рационализация образа жизни. ………………………………....................254 Утилитарный нравственный идеал. Рационализация управления хозяйством. Рационализация подхода к помощи бедным. Европеизация морали. 5. Логика середины в интерпретации деловой активности человека….......260 Иисус – в природных способностях и высоком профессионализме. Бог – самозванец. Дух протестантизма в предпринимательской деятельности. 6. Поиск середины как способ анализа реальности и социально-нравственный принцип………………………………………………………….............................272 Середина как патриархальность. Середина как противостояние крайностям и односторонности. Догадка о середине-синтезе в оценках поэзии А. Пушкина и И. Крылова. Середина как попытка примирить Бога и человека на основании смысла Бога. 7. Гоголь и Бог. Между «Выбранными местами из переписки с друзьями» и «Размышлениями о божественной литургии»…………………...........................284 Заключение. Трагедия Гоголя. Трагедия России……………………….290